Интерьеры дет. садов

 

 Степень новизны педагогического опыта заключается в интерьеры дет. садов создании  грамотно организованной  развивающей  предметно-пространственной   среды, что  способствует утверждению  уверенности в себе, дает возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление самостоятельности, инициативности, творчества и социализирует ребенка в современном обществе. Новизна педагогического опыта способствует  перспективности данной работы, а также заключается в том, что он является актуальным для современного детского сада не только сегодня, но и в будущем, поскольку мы воспитатели должны воспитывать  творческих, неординарно мыслящих, всесторонне развитых личностей, а закладка «фундамента» происходит в дошкольном возрасте

Цель педагогического опыта: Основная цель передового педагогического опыта -повышение  педагогического мастерства воспитателей в создании развивающей предметно-пространственной среды для всестороннего развития дошкольников. Краткое описание опыта: Реализация опыта работы осуществлялась в 3-и этапа:

1.Проведена диагностика молодых  воспитателей, в результате которой большая часть педагогов, не имеющих стажа и опыта работы показала низкие результаты по  знаниям развивающей предметно - пространственной среды в ДОУ. Было осуществлено педагогическое просвещение воспитателей во всех возрастных группы по данной проблеме. Продуман  и подготовлен семинар – практикум по РППС. Были определены следующие  задачи:

- проанализировать и подготовить развивающую предметно-пространственную среду  с учетом возрастных особенностей развития дошкольников.

- составить  перспективный план работы по формированию развивающей предметно-пространственной среды, характерной для каждой возрастной группы.

На втором этапе  была осуществлена следующая  работа:  были использованы следующие формы, методы и приемы:

- беседы;

- консультации;

- семинары- практикумы;

- открытые просмотры различных видов педагогической деятельности;

- методическое просвещение;

- круглый стол с использованием ИКТ.

3. На заключительном этапе проведена итоговая диагностика по результатам внедрения передового педагогического опыта, которая показала положительные результаты работы.   Опыт показывает,  методическое просвещение воспитателей, семинары- практикумы, круглые столы, индивидуальные беседы, помогают педагогам закрепить и расширить знания о развивающей предметно- пространственной среде.

   Преимуществом данного исследования является то, что материально- техническая база МАДОУ детского сада № 10 села Успенского богата и насыщена, и  предлагаемый материал легок и доступен для восприятия педагогам, поскольку осуществлялась его подача с использованием современных информационно-коммуникативных  средств.

  Эффективность опыта.  Эффективность опыта представлена данными стартовой и итоговой диагностики.  Данные стартовой диагностики: высокий показатель – 20%, средний – 25%, низкий – 65%. Результаты итоговой диагностики: высокий показатель – 68%, средний – 25%, низкий – 7%. Опыт может быть использован воспитателями детских садов, а также родителями старших дошкольников, не безразличных к   развитию своих детей.

   Перспективность опыта заключается в том, что он является актуальным для современного детского сада не только сегодня, но и в будущем, поскольку мы воспитатели должны воспитывать  творческих, неординарно мыслящих, всесторонне развитых личностей, а закладка «фундамента» происходит в дошкольном возрасте.

 

Описание передового педагогического опыта

Условие  возникновения, становления опыта

 

 «Дети должны жить в мире красоты,

игры, сказки, музыки, фантазии, творчества.

Этот мир должен окружать ребёнка….»

В.Сухомлинский

  Вопрос  организации развивающей предметно-пространственной  среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной образовательной программы дошкольного образования.                

  Развитие ребёнка-дошкольника совершается в процессе воспитания и обучения, то есть в активной, содержательной деятельности, организуемой педагогом в разнообразных формах его общения со взрослыми и сверстниками. Для этого вокруг ребёнка создаётся специальная педагогическая среда, в которой он живёт и учится самостоятельно. В этой среде дошкольник развивает свои физические функции, формирует сенсорные навыки, накапливает жизненный опыт, учит упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, получает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками, на собственном опыте приобретает знания.   Грамотно организованная развивающая предметно-пространственная   среда способствует утверждению  уверенности в себе, дает возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление самостоятельности, инициативности, творчества.  Опыт показал, изменение развивающей предметно-пространственной  среды группового помещения, оказывает желаемый эффект и делает среду действительно развивающей лишь в том случае, если она правильно спроектирована педагогами.

Актуальность опыта

 Вопрос созданияпредметно-пространственной развивающей  среды в дошкольном учреждении на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с тем, что с введением  ФГОС ДО  были разработаны требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, в том числе требования к развивающей предметно-пространственной среде.

 Целевые ориентиры к завершению дошкольного образования четко обозначены образовательным стандартом. Ребенок должен обладать инициативностью и самостоятельностью в разных видах детской деятельности, способностью выбирать род занятий, партнеров, к порождению и воплощению разнообразных замыслов, быть уверенным в своих силах и открытым внешнему миру. Поэтому развивающая предметно-пространственная среда, стимулирующая коммуникативную, игровую, познавательную, физическую и другие виды активности ребенка, должна быть организована в зависимости от возрастной специфики его развития.

В МАДОУ  детском саду № 10 села Успенского создана развивающая  предметно-пространственная среда,  она  отвечает в полной мере требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В настоящее время развивающая  предметно-пространственная среда должна выполнять по крайне мере две важнейшие функции.

    Одна из функций носит воспитывающий характер, другая развивающий. Ведь развивающая предметно-пространственная среда включает в себя разнообразие предметов и объектов социальной действительности, где каждый предмет и каждый объект, в свою очередь, несут определённые знания об окружающем мире, становятся средством передачи социального опыта.

    Создание развивающей  предметно-пространственной среды в группе развивает и активизирует самостоятельность, самовыражение, желание импровизировать в процессе разнообразной  деятельности. В определенном смысле развивающая среда становится толчком для выбора ребенком того вида самостоятельной деятельности, который будет отвечать его интересам, потребностям или формировать эти интересы своим содержанием и видом.

       Воспитывающая функция среды не требует особой расшифровки, поскольку в литературе она достаточно освещена. Хочется только подчеркнуть, что эта функция может состояться при условии целенаправленного  внимания педагога на ее реализацию. Дело в том, что часто мы не проектируем воспитательную деятельность, это как бы, само собой разумеется. Однако развивающая среда, ее правильное наполнение должны быть тщательно сориентированы на создание воспитательных ситуаций, когда дети стоят перед нравственным выбором: уступить или взять себе, поделиться или действовать самому, предложить свою помощь или пройти мимо проблем сверстника. Педагог должен это учитывать и предвидеть. Сама среда является тем самым центром, где зарождаются узы сотрудничества, положительных взаимоотношений, организованного поведения, бережного отношения. Поэтому воспитывающая функция среды приобретает особую значимость при ее построении.

      Развивающая функция. Другими словами, среда должна быть наполнена:

1) содержанием достижений в знаниях, открытиях, умениях, которые многие дети уже освоили, присвоили и начинают создавать багаж для следующей ступени развития,

2) тем содержанием, которое для некоторых детей еще остается в стадии движения к достижению,

3) для отдельных еще и недостижимо.                     

       Трудная задача, но без ее решения мы не сдвинемся с места, если сами не постигнем потребности ребенка к успеху через посильное решение.  А оно у каждого свое. Только тогда среда может претендовать на высокое звание развивающей, когда она содержит материал, посильный каждому ребенку, когда она обеспечивает ступеньки того самого продвижения, о котором мы говорим, подразумевая развитие.

Цель: разработка модели развивающей предметно-пространственной среды, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей с последующим ее формированием и доведением соответствия к  требованиям ФГОС ДО.

Задачи:

v Изучить и внедрить в практику новые подходы к организации предметно-пространственной развивающей среды, обеспечивающих полноценное развитие дошкольников в рамках образовательной программы ДОО с учетом требований ФГОС ДО;

v организовать ППРС, способствующую эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов;

v создать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников;

v содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной  ППРС;

v приобщить дошкольников к активной предметно-преобразовательной деятельности в интерьере.

Данная работа основывается на принципах  Стандарта

v полифункциональной;

v трансформируемой;

v содержательно-насыщенной;

v вариативной;

v доступной;

v безопасной.

Были учтены требования Стандарта

v Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию

v Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых.

v Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать реализацию различных образовательных программ.

v Развивающая предметно-пространственная среда должна быть  содержательно-насыщенной, трансформированной, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

v Организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы, игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь. 

Ожидаемые результаты :

1.     Педагогами изучены новые подходы в организации развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников;

2.     Организована развивающей предметно-пространственная среда согласно требованиям ФГОС, которая способствует полноценному развитию детей с учетом их возрастных потребностей и интересов;

3.     Родители содействуют созданию комфортной развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.

Теоретическая база опыта

Понятие «развивающая предметно- пространственная среда», ставшее в последние годы столь популярным в теории и практике дошкольного обра­зования, имеет интересную историю своего становления.

      Термин «среда», под которой понимались окружающие челове­ка общественные, материальные и духовные условия его су­ществования, формирования и деятельности, стал использовать­ся в европейской культуре еще в эпоху Просвещения. В этом его значении в то время рассматривали:

1.     Макросреду как общественно-экономическую систему в це­лом (производительные силы, совокупность производственных от­ношений и социальных институтов, сознание, религия и культу­ра данного общества);

2.     Микросреду как непосредственное социальное окружение че­ловека (семью, коллективы и группы различных уровней).

       Особое место теория развивающей среды занимает в философско-педагогических воззрениях Жан Жак Руссо, считавшего, что «все прекрасно, когда выходит из рук Творца, все портится в руках человека». Этот выдающийся философ и педагог одним из первых он стал рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности. Система воспитания, по мнению ученого, только тогда будет эффективна, когда для каждой личности бу­дет создана особая развивающая среда, которая устанавливала бы равновесие между его реальными возможностями и природными потребностями. В такой среде личность не получает готовые зна­ния, а учится добывать их сама, в процессе наблюдения за живой природой, на основе собственного опыта.

      Еще один талантливейший французский педагог и философ Селестен Френе, разрабатывая концепцию творческого развития личности, решающее значение придавал собственному опыту ре­бенка, приобретенному в семье, школе, в общении. По мнению С. Френе, ребенок должен сам создавать свою личность, творче­ски развивать себя, раскрывать свои потенциальные возможности, самоактуализироваться. Функция педагога заключается в том, чтобы помочь ребенку обнаружить в себе и развить то, что ему органич­но присуще. В связи с этим С. Френе уделял особое внимание конструированию среды, в которой происходят обучение и само­развитие личности.

      В отечественной педагогике и психологии термин «среда» появ­ляется в 20-е ходы прошлого века: «педагогика среды» (С.Т. Шац­кий), «общественная среда ребенка» (П.П. Блонский), «окружаю­щая среда» (А.С. Макаренко). В целом ряде исследований того времени последовательно и обстоятельно доказывается, что объектом воз­действия педагога должен быть не ребенок, не его черты (качества) и даже не его поведение, а условия, среда его существования — предметы, люди, их межличностные отношения, деятельность.

     Особое место проблема создания развивающей среды, в кото­рой оптимальным образом взаимодействуют образовательное учреждение, природная и социальная среда, занимала в педагогической теории и практике С.Т. Шацкого. Он считал, что развивающее влияние среды будет тем выше, чем активнее включаются дети и ее изучение и преоб­разование. Организуя различные аспекты жизнедеятельности лич­ности — трудовой, физический, умственный, игровой и др., шко­ла должна быть инициатором «социокультурных изменений, «изучать жизнь и участвовать в ней в целях ее преобразования.

     В привычной для современных педагогов формулировке поня­тие «развивающая предметная среда детства» стало использо­ваться в конце 20 века. Развитие этой области были начаты вскоре после создания в 1960 году в Москве при Академии педагогических наук научно-исследовательского института дошкольного воспитания.

      В самом широком (социальном) контексте развивающая среда представляет собой любое социокультурное пространство, в рам­ках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс развития личности, понимаемый как со­циализация.

       Развивающая предметная среда детства — это система условий, обеспечивающая всю полноту развития деятельности ребенка и его личности. Она включает ряд базовых компонентов, необходи­мых для полноценного физического, эстетического, познаватель­ного и социального развития детей. К ним относятся природные среды и объекты, культурные ландшафты, физкультурно-игровые и оздоровительные сооружения, предметно-игровая среда, детская библиотека, игротека и видеотека, дизайн-студия и му­зей, музыкально-театральная среда, предметно-развивающая сре­да занятий, компьютерно-игровой комплекс и др.

        Под развивающей предметно-пространственной средой следу­ет понимать естественную комфортную обстановку, рационально организованную в пространстве и времени, насыщенную разнооб­разными предметами и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно - творческую деятельность всех детей группы. Развивающая среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, дает возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление им самостоятельнос­ти, инициативности, творчества.

     При создании развивающей предметно-пространственной  среды в раннем возрасте  необходимо учитывать возрастные особенности и задачи воспитания, так же учитывали принципы гигиеничности, безопасности (отсутствие острых углов) и поло-ролевой принцип.

   Хотя ведущей деятельностью в  раннем возрасте является предметная игра, однако именно в это период  зарождается сюжетно-ролевая игра.  Все игрушки среднего размера, позволяющие более разнообразно использовать окружающее малыша пространство, создавать развернутые и содержательные сюжеты.

        Развивающая среда создает благоприятные условия для развития: ребенок осваивает свойства и признаки предметов (цвет, форма, фактура), овладевает пространственными отношениями; постигает социальные отношения между людьми; узнает о человеке, животном и растительном мире, временах года и т. д.; овладевает миром звуков, приобщается к музыкальной культуре; развивается физически, познает особенности устройства собственного организма; экспериментирует с цветом, формой, создает продукты собственного творчества; приобретает полезные социальные навыки и т. д. Иными словами, среда развития ребенка, обеспечивающая разные виды его активности (умственной, игровой, физической и др.), становится основой для самостоятельной деятельности, условием для своеобразной формы самообразования маленького ребенка. При этом развиваются любознательность и творческое воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки (навыки общения). Происходит развитие личности.

       Особое внимание необходимо  уделяется  развитию  потребности в движениях детей раннего возраста. Для этого в группе должно находится  различное оборудование: мягкие модули, тоннели, мячи, обручи, каталки и игрушки на колесах, мешочки, набитые песком, сухой бассейн, разноцветные флажки, ленточки  др.

          Чтобы вызывать интерес детей к конструированию, в группах много материала для строительных игр, пластмассового цветного конструктора. Для поддержания постоянного интереса детей к игровому материалу размещаем его в различных местах групповой комнаты рядом с игрушками.

          В группе игровая среда должна быть наполнена разнообразным материалом и оборудованием. Это, прежде всего, игрушки-персонажи, кроватки и коляски для кукол, кухонная мебель с набором крупной игрушечной посуды. Они  доставляют радость и удовольствие детям, формируют представления об окружающем мире, побуждают к активной игровой деятельности.

       Для развития предметной деятельности и сенсорных способностей должны быть   игрушки и пособиями, различные по цвету, форме и материалу, из которого они сделаны. Разнообразие свойств привлекает внимание детей, способствует развитию восприятия ребенка (различной сложности пирамидки, матрешек из двух-трех частей, вкладные чашечки, различные шнуровки.  Такое разнообразие  привлекает внимание детей, способствует развитию восприятия ребенка.

  В группах должны быть созданы условия для экспериментирования ребенка со звуками, различные озвученные игрушки (петушок, колокольчик, звучащие кубики). Игры со звучащими игрушками развивают у малышей умение прислушиваться. Присутствуют и игрушки-забавы – так любимые детьми. Эти игрушки вызывают положительные эмоции малышей, привлекают и радуют детей.

Организация развивающей предметно-пространственной среды группы раннего возраста кажется мне наиболее рациональной, так как она учитывает основные направления развития ребенка и способствует его благоприятному развитию.

Развивающая предметно-пространственная среда в старшем дошкольном возрасте организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование,  театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы-магниты, увеличительные стекла, большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.

В группах старшего дошкольного возраста должны быть размещены различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а так же материалами, отражающими школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, атрибуты для игр в школу.

Необходимыми в оборудовании старших дошкольников являются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты.

Оборудован музыкально-театральный  уголок:

- с разными видами театра (пальчиковый, би-ба-бо, настольный, театр игрушек и др.)

 -наборами музыкальных инструментов,

 -аудиовизуальные средства: магнитофон,  интерактивные доски).

Уголок ряженья  – необходимый атрибут группы старшего дошкольного возраста. Ребята с удовольствием любят  наряжаться в платочки, накидки, юбочки, которые любовно сшили для детей их мамы. Уголок ряженья мы наполняем в течение всего учебного года, постепенно внося новые атрибуты: бусы, шапочки, ленты, элементы костюмов для сюжетно-ролевых игр.

В каждой возрастной группе  необходимо создание наглядно - демонстрационной зоны, которая используется в непосредственно образовательной деятельности в соответствии календарно тематического планирования.

- Для ознакомления с птицами родного края, природными явлениями.

- Для выставки работ детского творчества.

- Сотворчества взрослых и детей.

- Для проведения дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз.

- Для сезонного оформления группы.

- Для сенсорного развития.

Ведущая педагогическая идея опыта

    Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании необходимых условий для развития активного познания окружающего мира, логического мышления старших дошкольников посредством использования в образовательном процессе занимательного материала. Развитие логического мышления имеет особое значение для подготовки детей к школьному обучению. Ведь важно не только, какими знаниями владеет ребенок ко времени поступления в школу, а готов ли он к получению новых знаний, умеет ли рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы сочинений, рисунков, конструкций.

Технология опыта

      Начать обобщать педагогический опыт работы по организации развивающей предметно –пространственной среды в ДОУ я посчитала необходимым по следующим причинам:

·        Накоплен огромный практический и методический материал по данной форме работы.

·        Наработанному материалу нужно предать многофункциональную форму для удобства в исполнении всеми педагогами ДОУ при работе.

·        В связи с мощной  политикой, проводимой в последние годы в нашем крае, определившем направление на охрану здоровья детей и улучшение содержания деятельности дошкольных учреждений.

 В организации и проведении данной работы я опиралась на следующие нормативно – правовые документы и методическую литературу:

1.                     Федеральный закон « Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.

2.                     Приказ Минобразования России от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

3.                     ФГОС  ДО

4.                     Методические рекомендации для педагогических работников ДОО и родителей детей дошкольного возраста «Организация РППС в соответствии с ФГОС ДО» авт. О.А.Карабанова, Э.Ф.Алиева

5.                     Письмо Минобразования России от 17.05.1995г. № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях».

6.                     Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. СанПиН 2.4.1.3049-13, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 15.05.2013 № 26

  Свою работу я начала с создания информационного обеспечения – поиска методической литературы  и разработок по данной тематике. По мере поступления литературного и прочего материала, он анализировался, перерабатывался и отбирался только приемлемый в работе с детьми дошкольного возраста.

   Следующим направлением деятельности стало

-   определение концептуальной модели предметно-развивающей среды нашего детского сада;

- определение основных направлений работы по организации предметно-развивающей среды в возрастных группах.

 На этом этапе стала возможна разработка и апробация различных методов работы с детьми и родителями:

·        анкетирование детей и родителей;

·        применение методик; 

·        родительские собрания;

·        консультации с родителями и педагогами;

·        развлечения;

·        выставки.

             При построении работы мы не должны забывать о возрастных психологических особенностях дошкольников, специфике семей и чувстве меры, потребности избегать однообразия форм и методов, доступности информации. Для этого я использую разнообразные виды деятельности – традиционные и «неформальные»: выпуск памяток, папка-передвижка, индивидуальное консультирование, встречи со специалистами, практические семинары с воспитателями ДОУ.      

             Следующим шагом работы стало анкетирование детей и родителей. На этом этапе были выяснены потребности и возможности организации развивающей предметно- пространственной  среды в возрастных группах. В анкете для родителей «Организация предметно-развивающего пространства воспитанника дома и в ДОУ» предлагались вопросы по определению знаний родителей по данной теме, потребностей семей и возможности оказания помощи в организации среды. По результатам анкетного опроса родителей выявилось, что условия для самостоятельной деятельности ребенка дома созданы у большинства детей – 62%, родители часто покупают игрушки детям – 63%, реже покупают книги – 46%, книги доступны детям для самостоятельного рассматривания – 88%, но библиотеку с детьми посещают всего 2% опрошенных родителей.

            При оценке результатов анкетирования родителей и наблюдения за детьми в игровой деятельности учитывались возрастные особенности детей, программное обеспечение и требования безопасности.

В результате были сделаны выводы:

1. Данные анкетирования показали низкий уровень сформированности у родителей знаний по организации правильно оформленной развивающей среды, но высокий уровень желания создать домашнюю атмосферу в окружении малыша.

2. Необходимо обогащение игрового опыта каждого ребенка в группе.

3. Конкретный подбор игрового материала под определенный тип может осуществляться в зависимости от условий и возможностей дошкольного образовательного учреждения.

  Учитывая результаты, был составлен Перспективный план по организации развивающей предметно-пространственной среды в возрастных группах, включающий:

Проведение семинара- практикума по теме: « Организация развивающей предметно-пространственной  среды в группе»

Оформление наглядного материала в методическом уголке.

Проведение индивидуальных консультаций с воспитателями ДОУ.

Выводы: 

1.                Наибольшей трудностью в организации развивающей предметно- пространственной  среды стало ее обогащение и методическая поддержка. Необходимо было учесть все основные принципы диктуемые программой, максимально подготовить пространства для реализации всех культурных практик, определить границы зон и расположить функциональные материалы и пособия в них.

2.                За  три года мною была проделана следующая работа:

·        Подобрана методическая литература.

·        Собран информационный материал по вопросам работы с воспитателями.

·        Составлены рекомендации для воспитателей всех возрастных групп по оформлению предметно-развивающих зон

·        Разработаны функциональные направления по развитию предметно-развивающей среды.

·        С помощью воспитателей приобретены и сделаны своими руками дидактические игры, оформлены развивающие зоны группы.

  В заключении хочется еще раз подчеркнуть, что развитие ребёнка-дошкольника совершается в процессе воспитания и обучения, то есть в активной, содержательной деятельности, организуемой педагогом в разнообразных формах его общения со взрослыми и сверстниками. Для этого вокруг ребёнка создаётся специальная педагогическая среда, в которой он живёт и учится самостоятельно. В этой среде дошкольник развивает свои физические функции, формирует сенсорные навыки, накапливает жизненный опыт, учит упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, получает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками, на собственном опыте приобретает знания.

Литература

 

v Васильева O.K. Образная игрушка в творческих играх дош­кольников, СПб., Детство-пресс, 2003.

v Гайказова Р.Т., Кострикина Т.Д. Оформление детских дош­кольных учреждений. - М., Просвещение, 1974.

v Доронова Т.Н., Ерофеева Т.И., Короткова Н.А., Рунова М.А. Материалы и оборудование для детского сада: Пособие для воспитателей и заведующих / Под ред. Т.Н. Дороновой и Н А. Коротковой. М., ЗАО «Элти-Кудиц», 2003.

v Игра дошкольника. // Под ред. СЛ. Новоселовой. - М., Просвещение, 1989.

v Павлова JI.H. Знакомим малыша с окружающим миром. - М., Просвещение, 1987.

v Петровский В.Л., Кларина Л.М., СмывинаЛ.А., СтрелковаЛ.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении - М„ 1993.

v Полякова М.Н. Построение развивающей среды в детском дошкольном учреждении. СПб., Детство-пресс, 2005.

 

                         Приложение к педагогическому опыту

 «Построение развивающей предметно-пространственной  среды ДОО в процессе реализации ФГОС ДО»

Работая в режиме по реализации ФГОС ДОбыла разработана модель методической работы по внедрению Стандарта, которая  подразделяется на6 блоков, одним из которых является блок «Материально-техническое обеспечение». Включает в себя  создание условий с учётом возрастной и гендерной специфики для успешной реализации Основной образовательной программы МАДОУ детского сада № 10 села Успенского.

Администрацией ДОУ были созданы соответствующие санитарно-гигиенические условия для организации образовательного процесса; своевременное качественное выполнение ремонтных работ; проведён мониторинг оснащения дидактическим оборудованием (составил 96%)  и предметно-пространственной развивающей среды ( 96%)  в соответствии с условиями реализации Программы; приобретена методическая литература в соответствии с ФГОС ДО-  составляет  96% по всем направлениям Программы; имеется доступ для педагогов по использованию электронных образовательных ресурсов.

Организация РППС выстроена с учётом основной образовательной программы МАДОУ детского сада № 10 села Успенского,  использованием интерактивных технологий. Это даёт возможность педагогам наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка, с учётом его склонностей, интерьеры интересов, уровня активности.

Оборудование помещений ДОУ отвечает требованиям безопасности, эстетически привлекательно и носит развивающий характер. В холлах  детского сада и приёмных оформлены информационные стенды.

РППС  МАДОУ детского сада № 10 села Успенского обеспечивает доступ к объектам природного характера, побуждает к наблюдениям за ростом растений, участию в элементарном труде, проведению опытов и экспериментов.

При организации пространства в ДОУ РППС учитывались многофункциональные качества гибкого зонирования и оперативного изменения в зависимости от образовательной ситуации, цветовые характеристики (в помещении, оборудования и материалов). Например, в младшем возрасте  в основе детской игры лежит предмет, поэтому педагог периодически обновляет среду (вносит игрушки, постройки, материалы и др.).

 Пространство группы организовано в виде игровых зон /центров/, оснащённых развивающими материалами (книга, игрушки, материалы для творчества и пр.). Все предметы доступны детям. Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу даёт возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учётом индивидуальных особенностей детей.

В детском саду есть просторный   музыкальный зал, который функционирует  в соответствие  с учётом требований стандарта

               

 

В детском саду есть просторный   физкультурный  зал, который функционирует  в соответствие  с учётом требований стандарта.             

 Изостудия на 100% соответствует Стандарту как в цветовой гамме, так и в наполняемости пособий.

Кабинет педагога-психолога, учителя-логопеда  соответствуют всем требованиям Стандарта.

 Лаборатория предназначена для всестороннего развития личности дошкольника, охватывает все образовательные области Стандарта и на 100% соответствует требованиям:

 На территории ДОУ у каждой возрастной группы имеются  участки для  прогулок и 2 спортивные площадки, которые эстетично оформлены и их наполняемость на 94% соответствует требованиям ФГОС ДО.

Администрацией ДОУ с учётом 5 направлений (социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие, физическое развитие) в этом году было приобретено следующее оборудование: мольберты, музыкальные инструменты, спортинвентарь(мячи, скакалки, обручи, мягкий модуль в спортивный зал), куклы,  все виды транспорта (который используется в качестве пособия и для игр детей), наборы для кухни, кроватки, коляски, материал для опытно-экспериментальной деятельности.

Образовательное пространство ДОУ оснащено средствами обучения и воспитания, необходимыми материалами, игровым и спортивным оборудование в соответствии с Образовательной программой ДОУ. Частично некоторые  элементы РППС изготовлены в сотворчестве педагогов и родителей  и с посильным участием детей, что делает их не менее привлекательными для детей, чем современное оборудование промышленного производства.

Результатом нашей работы за год является выпуск буклетов «ППРС ДОУ в соответствии с ФГОС ДО.

 Таким образом, созданная развивающая предметно-пространственная среда в нашем ДОУ обеспечила реализацию в полной мере образовательного потенциала пространства групповой комнаты и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста; способствовала сохранению и укреплению здоровья воспитанников с учётом индивидуальных особенностей детей и коррекции их развития. Была реализована двигательная активность детей, возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, реализована образовательная программа ДОУ.  Все элементы РППС имеют единый эстетический стиль, обеспечивая комфортную и уютную обстановку для детей.

  играйте в игры, способствующие различению и нанизыванию цвета (2-3), контрастных размеров (большой и маленький), форм (шарик, кубик, кирпичик).

Можно использовать дидактические игры, такие как:

ЦВЕТ: «Подбери блюдце к чашке»; «Воздушные шары»; «Подбери куклам бусы, игрушки»; «Волшебная мазаика»; «Красивый забор»; «Посади цветок»; «Жучок заблудился» и т. д.

ФОРМА: «Собери любой предмет»; «Строитель»; «Волшебная мазаика»; «Цветные квадраты»; «Квадратные забавы» и т. д.

РАЗМЕР: « Матрёшки»; «Шары»; «Строитель»; «Собери любой предмет» и т. д.

          Для развития мелкой моторики руки и для ознакомления детей с различными свойствами предметов мы предлагаем следующие дидактические игры и пособия: «Привратник»; «Сделай бусы»; «Подарки из прищепок»; «Сложи листик»; «Волшебные палочки»; «Пуговичная поляна»; «Шнуровки»; «Заверни малыша» и т. д.

           В играх с песком, водой, снегом необходимо знакомить детей со свойствами этих материалов (песок сыпется, из мокрого можно лепить, разливаем воду из сосуда по чашечкам).

           Рисуем различными пишущими средствами на поверхностях разного цвета и свойства (бумага белая, цветная бумага, доски, магнитная доска), лепим из теста.

           Для развития двигательной активности детей в разных уголках группы предлагаем поместить разные на ощупь игрушки (волшебный сундучок с сюрпризом; большая, мягкая игрушка; в центре группы – карусель или волшебное дерево и т.п.). Дети обожают играть с мячами разного размера и качества, заниматься гимнастикой, возиться ­бороться, залезать на лестницы и спускаться с них, копать землю в саду, играть с камнями, поливать, выдирать сорняки, катать игрушки. Любят карабкаться на предметы, сохранять равновесие при ходьбе по доске, по дорожкам со следами ступней, с ладошками, с кочками, с пуговицами, с крышками, ходить и танцевать под музыку, следя координацией рук и ног. Любят играть в подвижные игры с разнообразными движениями:

«Догони мяч»; «Через речку»; «Самолёты»; «Догони меня»; «В воротики»; «Обезъянка»; «Мой весёлый звонкий мяч»; «Зайка серенький сидит»; «Где звенит»; «Поезд» и т. д.

            Для развития слуха приобретаем игрушки, издающие различные звуки, ищем друг друга или предмет по звуку, по описанию места где он спрятан, слушаем и поём песни из мультфильмов. Для развития музыкального слуха играем в музыкальные инструменты, играем в музыкально-дидактические игры: «Кто в домике живёт»; «Динь - дон»; «Угадай на чём играю» и т. д.

             Необходимо использовать кассеты и диски со звуками: крики домашних животных и птиц, звуки природы, звуки воды, звуки грозы, шелест листьев.

      Для развития обоняния - запахи выполняют важную связующую функцию между телом и сознанием. За доли секунды сигнал передаётся из обонятельного центра в определённый отдел мозга, который управляет эмоциями. Таким образом, можно направленно воздействовать на настроение ребёнка: взбодрить его или наоборот, успокоить и т. п. Игры: «Мой любимый запах»; «Ароматы цветов»; «Узнай запах»; «Благовоние» и т. д.

      Для осязания: различные материалы с разной фактурой (кусочки меха; шёлка; шкурки; бархатной бумаги); выпуклые буквы, цифры. Очень любят играть с разными по форме мелкими предметами. Игры: «Найди на ощупь»; «Найди и покажи»; «Опиши предмет» и т. д.

     Пальцы наделены большим количеством рецепторов, которые посылают нервные импульсы (сигналы) в центральную нервную систему (головной мозг) и улучшают деятельность важнейших систем организма. С этой целью предлагаем провести работу с родителями.

Консультации:

«Пальцы помогают говорить»

«Подвижные игры для детей»

«Пальчиковая гимнастика»

«Воспитание сенсорной культуры ребёнка»

«Сенсорная культура и умственное развитие ребёнка»;

«Весёлая гимнастика»;

«Физзарядка для глаз»;

«Давайте с тобой поиграем»;

«Эти забавные нотки»;

 «Секреты руки» и т. д.

 Выводы:  Используя данную технологию обучения, вы получите в конце учебного года первой младшей группы неплохой результат. Дети станут лучше осваивать цвет, форму, размер. Это связано еще и с тем, что знания подаются детям в игровой форме. Дети увлечены игрой и не замечают, что они включены в процесс обучения. Родитель видит как быстро, без нудных занятий интеллектуально развиваются их малыши в игре.

      Воспитателям надо стараться сделать так, чтобы детям было уютно, интересно и радостно. Да и для вас самих ваша группа станет настоящим домом, в котором хорошо и малышам и взрослым.

  Используемая методическая литература:

«Программа восп. и обуч. в д/с» Васильева М.А.;

«Программа «Из детства в отрочество»

«Комплексные занятия в l-ой мл. гр. » Бондаренко Т.М.;

«Сенсорная комната в Дошкольном учр. » Колос Г.Т.

«Играем пальчиками и развиваем речь» Цвынтарный В.В.;

«Пальчиковая гимнастика» Анищенкова Е. С.;

«Умные пальчики» Синицина Е.;

«Пальчиковая гимнастика» Узорова О.В.,Нефедова Е.И.;

«Озорной карандаш» Алексеевская Н.;

«Продуктивная деят-ть с детьми ран. воз. » Полозова Е.В.;

«Цветные ладошки» Лыкова И.А.;

«Комплекс утренней гимнастики» Бабина К.С.;

«Подвижные игры» Тимофеева Е.А.;

«Театрализованная деят-ть дошкольников» Губанова Н.Ф.;

    Предметно-развивающая среда в дошкольных учреждениях отличается друг от друга материальными возможностями, направлениями деятельности педколлектива. Это предопределяет необходимость вариативного подхода к организации предметно-развивающий среды, которая должна соответствовать целям и задачам конкретного педагогического коллектива. Создавая ‘среду обитания’ для воспитанников необходимо прежде всего уделить внимание ее развивающему характеру. Обогатить среду такими элементами, которые стимулировали бы познавательную, двигательную и иную активность детей. В каждом детском саду педагоги стараются в группе продумать, рационально и целесообразно расстановить мебель с выделением различных зон и уголков. Учитывать при этом все тонкости, например зона обучения должна быть хорошо освещена, в ней размещаются столы. Расположение столов не должно копировать школьный подход – они располагаются по-разному: по кругу, буквой ‘П’, ‘Т’ т.е. так, чтобы педагог работал не ‘над’, а ‘вместе’ с детьми. За столами дети находятся только тогда, когда они выполняют определенную практическую работу. Предметная среда не должна быть самоцелью, не должна представлять собой ‘мертвую комбинацию’ различного оборудования и материалов.

     Предметный мир должен обеспечить реализацию потребности ребенка в активной и разноплановой деятельности.

    Так, например, старшие дошкольники, имея опыт изобразительной деятельности, становятся хорошими дизайнерами. В живом общении с искусством они учатся создавать и использовать в оформлении одежды и комнат аранжировки из природных и искусственных материалов, вместе с педагогам они благоустраивают бытовые и праздничные интерьеры. Важно, что занимаясь дизайном дети становятся не только исполнителями, но и творцами. Особенности деятельности детей, занимающихся дизайном, определяют новый характер их взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Для успешной работы с детьми необходимо организовать:

Ø эстетически грамотную среду (красивый интерьер, предметы и пособия искусства, зонирование и одомашнивание детских помещений)

Ø художественно-декоративную деятельность ребенка, используя его знания и опыт изодеятельности в следующей последовательности: от фольклорно-декоративных образов к сюжетно-изобразительным, от предметно-декоративной к пространственно-декоративной деятельности, от кукольно-игрового пространства к масштабам детского и взрослого интерьера

Ø наблюдения природных объектов, предметной среды, результатов собственной дизайн-деятельности и любования ими.

    Важным условием художественного развития является профессионализм воспитателя, включающий его любовь к детям и знание их, а также знание, а также знание искусства. Желательно наличие студии или специального места для занятий дизайн-деятельностью. Дети пробуют себя в разных видах деятельности (рисовании, лепка, аппликация, конструирование, дизайн для одежды, архитектурно-приклпадное моделирование, аранжировки, из разных материалов. В результате занятий дети начинают эмоциональнее откликаться на красоту природы, одежды, помещений, проявляют более устойчивый интерес к изобразительному искусству, его видам и жанрам.
Используя опыт других детских садов в группах можно планировать:

1.     ‘Центр познавательной активности’, в которой дети могут самостоятельно ставить опыты, проводить наблюдения и т.д.,

2.     ‘Стена творчества’, позволяющая ребенку в любой момент заняться рисованием, рассматривать карту, схемы, работать с фланелеграфом, играть в шахматы. Для развития познавательной активности детей важно, чтобы ‘информация’, заложенная в среде, не обнаруживала себя полностью, а побуждала ребенка к поиску. С этой целью в старших группах можно повесить стенды с периодически меняющейся наглядностью (лабиринты, кроссворды и т.п.). Дети обычно подолгу стоят около них, думают, рассуждают. Необычно выполненные календари природы побуждают их сконцентрировать внимание, напрячь память.

3.     ‘Дом-подиум’ многофункционального характера, который может использоваться как сцена для театральной постановки, подиум для показа моделей одежды, дом для сюжетно-ролевой игры, ‘уголок уединения’,

4.     Складной матовый экран, на который можно проецировать диапозитивы и слайды, сопровождая их рассказом воспитателя или фонограммой (экран дает возможность организовать различные игровые ситуации типа ‘Путешествие на машине времени’, ‘Подводный мир’, ‘В гости к сказочным героям’ и т.п.)

5.     Крупногабаритный экран из синтепона (по типу фланелеграфа); в сложенном виде занимает очень мало места; в сочетании с разными атрибутами позволяет разворачивать разнообразный игровой фон (с помощью веревок, марли, пеноплена, физкультурного оборудования группа превращается то в бурное море, то в необитаемый остров, то в джунгли).

6.     ‘Кукольный дом’, в который ‘превратились’ полки старого шкафа (на каждом этаже по три комнаты с мебелью, домашней утварью, куклами, изготовленными детьми вместе с воспитателями – чем не ‘дом Барби’?),

7.     ‘Театральное помещение’ (его рамки изготовлены из фанеры, обтянуты плотной тканью и прикреплены к шкафу с помощью рояльных петель), которое вместе с декорациями, масками, костюмами разрешает быстро создать цирк ‘Шапито’, сказочный замок и т.д. Также многими воспитателями используется звуковой ‘дизайн’ в ходе занятий, перед сном, во время приема пищи, например, записи шелеста листьев, плеска воды, пения птиц, которые успокаивают детей, создают особый уют и вместе с тем несут познавательную и эстетическую нагрузку.

8.     Лаборатория – новый элемент развивающий предметной среды. Она создается для развития у детей познавательного интереса, интереса к исследовательской деятельности и способствует формированию научного мировоззрения. В то же время лаборатория – это база для специфической игровой деятельности ребенка (работа в лаборатории предполагает превращение детей в ‘ученых’, которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения).

9.     Создание ‘русской избы’, где в сборе подлинные старинные вещи. Дети любят и с удовольствием занимаются в ней.

               Важно, чтобы предметная среда имела характер открытый, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и, самое главное, развитию. Иначе говоря, среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся. Практика подсказывает: полностью заменять предметную среду в группе сложно. Но все-таки при любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять. Только тогда среда будет способствовать формированию познавательной и двигательной активности.

 


Источник: http://xn--10-6kcqa9bqzq.xn--p1ai/stranichka-starshego-vospitatelya-o-m-brizhan/obobschenie-pedagogicheskogo-opyta-raboty-postroenie-razvivayusc


Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

100 лучших идей дизайна: стиль шебби шик в интерьере Новые дизайны тюли

Интерьеры дет. садов Вся правда про съемки передачи Модный приговор » Татьяна
Интерьеры дет. садов Гостиная в японском стиле, дизайн интерьера японской гостиной
Интерьеры дет. садов Дачный ландшафтный дизайн. 100 Фото Дизайн дома своими руками
Интерьеры дет. садов Деловые мужские костюмы 2018 (68 фото строгие костюмы для мужчин, как)
Интерьеры дет. садов Дизайн лоджии - 54 реальных фото 5. Кабинет
Интерьеры дет. садов Дизайн совмещенного санузла: 5 идей с фото
Интерьеры дет. садов Дома в норвегии : как выглядят? частные дома, квартиры в норвегии
Интерьеры дет. садов Заказать дизайн интерьера ресторана: стоимость дизайн
ИМХО. Что такое ИМХО. Определение ИМХО Интерьер, дизайн и отделка квартиры, идеи оформления и Какой наряд можно одеть на свадьбу? иду к племяннику. мне 40 Маникюр и педикюр: все о модном дизайне ногтей в 2017 году Модные женские свитера осень-зима Одежда для полных женщин в интернет магазине дизайнерской

Похожие новости